пятница, 3 февраля 2017 г.

РАЗВИВАЕМ МЫШЛЕНИЕ "ИГРЫ"


Представленные лингвистические и ди­дактические игры, логические задачи, стихи-небылицы с логическими ошиб­ками направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащение лексического словарного запаса дошкольников. Все игры подоб­раны по лексическим темам.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
Развиваем мышление "Задания">>

ГРИБЫ - ЯГОДЫ

Словесная игра «Назови и объясни».
Взяли мы с утра корзинки
И пошли в лесок.
И нашли мы под осинкой
Маленький грибок. Какой? (Подоси­новик)

А у Пети с Васей
Руки словно в масле.
Отгадайте, малыши,
Какой гриб они нашли? (Масленок)

Самый яркий и красивый
И полезный для зверей.
Не клади его в корзину:
Он опасен для людей! (Мухомор)

Вопросы. Что это за гриб? Какую поль­зу приносит животным? Чем опасен для людей? Может ли быть полезен людям?

Словесная игра «Объяснялки».

Объяснить происхождение названий грибов (ягод): подосиновик, подберезо­вик, масленок, лисичка, рыжик, мухо­мор (земляника, черника).

Логические задачи.

На столе три стакана с ягодами. Вова съел один ста­кан. Сколько стаканов осталось на сто­ле? (Три)
Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные вед­ра без дна. А у девочек - маленькие, зе­леные. Кто больше соберет грибов? (Де­вочки)
Сколько грибов можно вырас­тить из семян ели? (Из семян ели нельзя вырастить грибы)
Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два маль­чика. Сколько всего детей идут в лес? (Две девочки)
Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это чер­ная?». - «Нет, это красная». - «А почему она белая?». - «Потому что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)

ОВОЩИ – ФРУКТЫ

Логические задачи.

У Марины бы­ло целое яблоко, две половинки и четы­ре четвертинки. Сколько было у нее яб­лок? (Три)
Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (Груша)
На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей лежит на столе? (На столе лежат только фрукты)
На сто­ле - четыре груши. Одну из них разре­зали пополам. Сколько груш на столе? (Четыре)
В корзине три мандарина. Как их разделить между тремя мальчи­ками, чтобы каждому досталось по од­ному мандарину и один мандарин ос­тался в корзине? (Отдать мальчику мандарин в корзинке).

Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты».

У каж­дого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить кар­тинки в конверты, выбрав принцип группировки (самостоятельно или по заданию воспитателя) по форме, цвету, величине.

Дидактическая игра «Куда пой­дешь, что найдешь?».

У каждого ре­бенка большая карточка с изображени­ем леса (огорода, сада) и конверт с на­бором картинок (овощи, фрукты, гри­бы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и подобрать нужные картинки (например, «В лесу можно найти ягоды, шишки, грибы, орехи» и тд.).

Небылицы.

Дети находят несурази­цы в тексте.
Квадратный спелый помидор
Раз забрался на забор
И увидел, как на грядке
Овощи играли в прятки.
Длинный красный огурец
Под листочек свой залез,
А зеленая морковка
В борозду скатилась ловко.
Ну а сладкая редиска
Наклонилась низко-низко.
Только Машенька пришла,
Сразу овощи нашла.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОГОРОД

Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Селдерошек поспел,
И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник

УДИВИТЕЛЬНАЯ ГРЯДКА

У меня на грядке
Крокодил растет!!!
А в Москве-реке
Огурец живет!
Я боюсь, ребятки,
Что за этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
Осенью на грядке
Крокодил поспел!
Огурец в Москве-реке
Всех лягушек съел!
А в Москве-реке
Клюнет на крючок...
(Как вам это нравится?)
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет все в порядке?!

ДЕРЕВЬЯ

Логические задачи.

На груше росло десять груш, а на иве на две груши мень­ше. Сколько груш росло на иве? (На иве груши не растут.)
На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблоки не рас­тут?)
На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)

Игра «Посади дерево».

Играют двое. У каждого игрока по десять деревь­ев (у одного - елочки, у другого - берез­ки). Игровое поле - доска 16х16 клеток.
Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву. Задача - образо­вать цепочку из трех деревьев. За каж­дую вновь образованную цепочку у со­перника забирается одно дерево. Игрок, у которого остались два дерева, счита­ется проигравшим.

Словесная игра «Чересчур».

Дети должны ответить на вопросы воспита­теля.
Если съесть одну конфету - вкусно, приятно. А если много? (Заболят зу­бы, живот..)
Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много табле­ток? (Можно отравиться и даже умереть)                          
Хорошо, когда в лесу много сугробов, Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, весной растает - будет много воды. Деревья смогут впитывать влагу и быстро расти)
А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться: когда снег начнет таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погиб­нуть)
А если снега в лесу очень мало? (Деревьям будет холодно, они могут за­мерзнуть и погибнуть)
Может ли лес начать борьбу за снег? С кем ему при­дется вступить в борьбу? (С ветром).

Увлекательная история о там, как ветер уносит снег в свое царство-госу­дарство.

Ветер о сугробы-подушки бока свои вьюгой чешет, песни поет, в буран - ревет, завывает. А деревья по краю ле­са сгибаются до земли стволами. Веточ­ками цепляются друг за друга - непро­ходимую стену возводят. Бьется ветер, да силы теряет, пока сквозь щелочки пролезает - устает. Никак ему пальчика­ми-сквознячками снежок в лесу не ухватить. Выстоял лес, дождался солнышка красного.                         

ПТИЦЫ

Логические задачи.

Летели четыре утки. Охотник выстрелил и не попал. Сколько уток осталось? (Ни одной, все улетели)
Летела стая гусей: два впереди, один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей? (Три гуся)
От чего плавают утки? (От берега)
На од­ном берегу цыплята, на другом - утята. Посередине островок Кто быстрее до­плывет до острова? (Утята, цыплята не умеют плавать)
По дороге прыгали воробьи: один среди двух и три в ряд, один впереди и два позади. Сколько бы­ло воробьев? (Три воробья)
Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего? (Че­тыре)
Над рекой летели птицы:
Голубь, щука, две синицы,
Два стрижа и пять свиней.
Сколько птиц? Ответь скорей! (Пять)



Небылицы.

Взлетела сорока высоко,
И вот тараторит сорока,
Что сахар ужасно соленый,
Что сокол не сладит с вороной,
Что раки живут на дубе,
Что рыбы гуляют в шубе,
Что яблоки синего цвета,
Что ночь наступает с рассветом,
Что в море сухо-пресухо,
Что лев слабее, чем муха,
Всех лучше летают коровы,
Поют же всех лучше совы,
Что лед горячий-горячий,
Что в печке холод собачий
И что никакая птица
В правдивости с ней не сравнится!

МЕБЕЛЬ

Логические задачи.

У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (Пять.)
Чего больше в квартире: стульев или мебели? Что мо­жет быть как горячим, так и холодным? (Утюг, холодильник, плита.)

Небылицы.

ПУТАНИЦА

Это стул - на нем лежат.
Это стол - на нем сидят.
Вот кровать - на ней едят.
В шифоньере гости спят.
В холодильнике платья висят,
А на диване продукты лежат.

Словесная игра «Концовки».

Дети должны закончить предложение, нача­тое воспитателем.
Если стол выше стула, значит, стул... (ниже стола).
Если диван шире кресла, значит, кресло...
Если обеденный стол длиннее журнального стола, значит, журнальный стол...
Если сервант ниже шифоньера, значит, шифоньер...
Если магнитофон меньше телевизора, значит, телевизор...
Если диван мягче кресла, значит, кресло...
Если книжный шкаф до­роже кровати, значит, кровать...
Если хо­лодильник выше плиты, значит, плита...

Игра «Переставим мебель».

Игро­вое поле разделено на шесть частей, пять из них заняты мебелью, шестая -свободна. Требуется поменять местами шкаф и диван так, чтобы при переста­новке на каждой части находилось не более одного предмета.

ПОСУДА, ПИЩА

Хитрые вопросы.

Что может быть как горячим, так и холодным? (Кастрю­ля, сковорода, чайник, чай, суп)
По чему повар ходит в белом халате? (По полу)
Что никогда не поместится в любую ка­стрюлю? (Ее собственная крышка)
Че­го больше на кухне: кастрюль или посу­ды? (Посуды)
Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

Словесная игра «Родственники».

Дети должны закончить предложение, начатое воспитателем.
Сахарный песок - родственник Пес­ка, потому что....
Река - родственница Песка, потому что...
Ветер - родствен­ник Песка, потому что....
Стекло - родст­венник Песка, потому что....
Дорога - родственница Песка, потому что....

Небылицы.

ПОВАР-НЕУМЕХА

Повар сварил из картошки компот,
От него у детей разболелся живот.
Повар сварил очень сладкие щи,
В щах апельсины и сливы ищи.
На блюдо сложил мясные конфеты,
Детей угостил шоколадной котлетой.

ОДЕЖДА - ОБУВЬ

Логические задачи.

Однажды Сте­пан собрался уходить, надел куртку без пуговиц и говорит бабушке: «Бабуля, я к Дениске сбегаю, а ты, пожалуйста, при­шей пока пуговицы к этой куртке». Сколько пуговиц сможет пришить ба­бушка? (Ни одной) Мальчик вышел гу­лять в разных ботинках: один - черный, а другой — желтый. Ребята посмеялись над ним, а он говорит: «Что же мне де­лать? У меня дома остались два разных ботинка. Не пойму, куда девались одина­ковые?». Помогите мальчику.

КАКАЯ ОДЕЖДА?

Летом, в жаркие часы,
Только майка да трусы.
А зимою нам нужны
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка... свитер...
Впрочем, я...
Я запутался, друзья! (Сандалии - лет­няя обувь)


ПОЧТА

Словесная игра «Цепочка ассоци­аций».

Первый игрок говорит любое слово, например «письмо»; следующий, услышав это слово, говорит «бумага»;
третий игрок, услышав слово «бумага», представляет газету (или журнал) и го­ворит это слово и т.д.

Игра-беседа «Чудо».

Мне во сне приснилось чудо:
На почте я купил верблюда.
А газеты поутру
Принесла мне кенгуру
И письмо в коробке,
Верьте - не верьте,
Ну, а фрукты принесли
В голубом конверте!

Вопросы. Может ли такое произойти на самом деле? Что продают на почте?
Кто приносит газеты? Может ли пись­мо быть в коробке? Что можно отпра­вить в коробке?

Дидактическая игра «Посылки».

Воспитатель показывает коробку, в ко­торую заранее положил игрушку или картинку с изображением какого-либо предмета, например юлы. Обращается одному из играющих: «Представь, что тебе пришла посылка с подарком. Что ты с ним сделаешь?». Ребенок отвечает, например: «Съем с маслом». Тогда вос­питатель достает из коробки игрушка (или картинку).                  

Далее воспитатель, меняя картинки» в коробке, обращается поочередно к дру­гим игрокам до тех пор, пока один из них не даст подходящего по смыслу от­вета. Он и становится ведущим. Чем не­ожиданнее ответы, тем веселее получа­ется игра.



ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Развиваем мышление "Задания">>

Комментариев нет:

Отправить комментарий