"Конвенция о правах ребёнка" доступна к просмотру по следующей ссылке>>
Федеральный закон "Об Образовании в РФ" информация доступна по следующей ссылке>>
Таблица «Нормативно-правовая база педагога в условиях ФГОС»
(автор Стаценко Л.В.)
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ
БАЗА ПЕДАГОГА
|
||
№
|
Название
документа
|
Востребованный
материал
|
Документы Международного
уровня (ООН)
|
||
1
|
Всеобщая
декларация прав человека
|
Люди
с ограниченными возможностями любой категории могут не только осуществлять
весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных,
культурных прав, закрепленных в этих и других документах, но и пользоваться
признанным за ними правом осуществлять их на равных условиях с другими
людьми.
|
2
|
Конвенция
о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. – «великая хартия вольностей для детей,
мировая конституция прав ребенка»
|
Главная цель Конвенции – максимальная
защита интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем важнейшим
требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие,
защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
|
Статья 23 посвящена детям
с ОВЗ, а также подтверждению права «неполноценного в умственном или
физическом отношении ребенка на полноценную жизнь в обществе».
|
||
Статья 23 п. 3 предусматривает
приоритетное удовлетворение особых потребностей ребенка с ОВЗ в области образования,
профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления
здоровья, подготовки к трудовой деятельности.
|
||
3
|
Декларация
о правах инвалидов от 1975 г.
|
Провозглашает
равенство гражданских и политических прав лиц с ОВЗ. При этом подчеркивает,
что лица с ОВЗ должны пользоваться особыми правами в предоставлении им
специальных услуг, которые позволяют им достигать максимального проявления
своих возможностей и ускоряют процесс их интеграции.
|
4
|
Декларация
о правах умственно отсталых лиц от 1971 г.
|
Провозглашает,
что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на признание его
человеческого достоинства. Настоящее и будущее этих людей должно быть
основано на соблюдении обществом тех же самых прав человека, которые
принадлежат всем людям.
|
Документы Федерального
уровня
|
||
5
|
Конституция РФ от 1993 г.
|
Глава «Права человека»:
закреплены гуманистические положения, призванные обеспечить защиту прав всех
слоев населения.
|
6
|
Семейный кодекс РФ от 1996 г.
|
Поддержка приемных семей, детей, лишившихся
родительского попечения, решение ряда вопросов усыновления детей.
|
7
|
Постановление Правительства РФ «О реализации конвенции ООН о правах
ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития
детей»
|
Реализация государственной политики в интересах
детей и других незащищенных слоев населения.
|
8
|
Приказ Минздрава РФ №117 от 1991 г. «О порядке выдачи медицинского
заключения на ребёнка-инвалида в возрасте до 16 лет»
|
«Дети-инвалиды» -
дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к
социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка,
способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим
поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».
|
9
|
Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 1996 г.
|
Статья 18: Образовательные учреждения совместно с
органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают
дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение
детьми-инвалидами общего среднего образования, среднего и высшего профессионального
образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Государство гарантирует необходимые условия для реализации права инвалидов на
образование. Закон предусматривает создание специальных условий для
пребывания детей-инвалидов в детских дошкольных образовательных учреждениях
общего типа. Для детей, возможности которых не позволяют посещать такие
учреждения, создаются специальные дошкольные учреждения. Если и это
невозможно, специальное образование осуществляется на дому. В законе оговариваются
особые права инвалидов на труд, медицинское обслуживание и лечение,
транспортное обслуживание и жилищные льготы.
|
11
|
Указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды
жизнедеятельности»
|
Направлен на разработку и принятие мер с целью
улучшения здоровья взрослых и детей с ОВЗ.
|
12
|
Федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов»
|
Разработка и принятие мер по улучшению здоровья лиц
с ОВЗ.
|
13
|
Федеральная целевая программа «Дети России»
|
Направлена на принятие мер по улучшению здоровья
детей с ОВЗ.
|
14
|
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г.
|
Статья 2.
Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:
ü образование - единый целенаправленный
процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и
осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также
совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок,
опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или)
профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов;
ü воспитание - деятельность,
направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства;
ü обучение - целенаправленный процесс организации
деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и
компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей,
приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у
обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
ü уровень образования - завершенный
цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью
требований;
ü федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного
уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки,
утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования;
ü федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре
дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам
обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим
Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной
власти;
ü образовательная программа - комплекс
основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые
результаты), организационно-педагогических условий и в случаях,
предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который
представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих
программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а
также оценочных и методических материалов;
ü примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный
календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые
объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной
направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы,
примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты
нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы;
ü общее образование - вид
образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе
освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и
формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе,
осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
ü дополнительное образование - вид
образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных
потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и
(или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением
уровня образования;
ü обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий;
ü образовательная деятельность -
деятельность по реализации образовательных программ;
ü образовательная организация -
некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную
деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями,
ради достижения которых такая организация создана;
ü учебный план - документ, который
определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим
Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
ü индивидуальный учебный план - учебный
план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося;
ü средства обучения и воспитания -
приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь,
инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры,
информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и
аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для
организации образовательной деятельности;
ü инклюзивное образование - обеспечение
равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия
особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
ü адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных
лиц;
ü качество образования - комплексная
характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося,
выражающая степень их соответствия федеральным государственным
образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным
государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического
лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том
числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
ü присмотр и уход за детьми - комплекс
мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,
обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
|
Статья 3.
Основные принципы государственной политики и правового регулирования
отношений в сфере образования:
ü признание
приоритетности образования;
ü обеспечение
права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере
образования.
|
||
Статья 5.
Право на образование. Государственные гарантии реализации права на
образование в Российской Федерации.
П. 5. В целях реализации
права каждого человека на образование федеральными государственными органами,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без
дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания
ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и
наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и
условия, в максимальной степени способствующие получению образования
определенного уровня и определенной направленности, а также социальному
развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
|
||
Статья 8. Полномочия органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в сфере образования.
П. 1. 12) организация предоставления
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем
развитии и социальной адаптации.
|
||
Статья 11.
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные
государственные требования. Образовательные стандарты.
П. 6. В целях обеспечения реализации права на
образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты
образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные
образовательные стандарты специальные требования.
|
||
Статья 42.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации.
П.1. 1.Психолого-педагогическая,
медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной
адаптации, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.
Органы местного самоуправления имеют право на создание центров
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
2.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1)
психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных
представителей) и педагогических работников;
2)
коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися,
логопедическую помощь обучающимся;
3)
комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4)
помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной
адаптации.
|
||
Статья 43. Обязанности и
ответственность обучающихся.
П. 4. За
неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную
деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и
интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и
осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены
меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5.
Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по
образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а
также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой
психического развития и различными формами умственной отсталости).
|
||
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере
образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся.
П. 2. Органы
государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные
организации оказывают помощь родителям (законным представителям)
несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их
физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и
необходимой коррекции нарушений их развития.
3.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до
завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения
ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения,
организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки
образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины
(модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную
деятельность;
6) получать
информацию о всех видах планируемых обследований (психологических,
психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких
обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения
или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований
обучающихся;
8) присутствовать
при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении
результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования,
высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации
обучения и воспитания детей.
|
||
Статья 48. Обязанности и
ответственность педагогических работников.
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их
здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения
образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать
при необходимости с медицинскими организациями.
|
||
Статья 50. П. 10. Создание для
детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных)
образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их лечние,
воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
|
||
Статья 55.
Часть 3. Определяет
особый порядок приема детей на обучение по адаптированным программам: только
с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций
ПМПК.
|
||
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся.
П. 9. Обучающиеся в
образовательной организации по образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в
установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по
усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное
обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным
программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
|
||
Статья 79. Организация получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях
создаются специальные условия для получения образования указанными
обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и
методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может
быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных
классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами
государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих,
слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями
речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического
развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра,
со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном
государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью,
мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями
здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных
программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных
обучающихся.
9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными
организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими
образовательную деятельность по основным программам профессионального
обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями
здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия,
иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и
тифлосурдопереводчиков.
12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих
специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению
таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
|
||
15
|
Письмо Министерства
образования РФ
от 27.03.2000 г.
№ 27/901-6
«О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)
образовательного учреждения»
|
Содержит
сведения для руководителей образовательных учреждений:
·
о порядке создания и организации
работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного
учреждения;
·
о формах учета деятельности
специалистов ПМПк.
|
Пункт 7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
— выявление и
ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении)
диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
—
профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных
перегрузок и срывов;
— выявление
резервных возможностей развития;
— определение
характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной)
помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
— подготовка
и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его
состояния, уровень школьной успешности.
|
||
16
|
Письмо
Минобрнауки РФ № УЗУС – 178807
«Об
организации обучения обучающихся
с
умственной отсталостью» (интеллектуальными нарушениями)
|
Основой для
разработки АООП для обучающихся с умственной отсталостью является федеральный
государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальной недостаточностью).
ФГОС от 1
сентября 2016 года для обучающихся с умственной отсталостью может быть
реализован при организации обучения обучающихся с умственной отсталостью
совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в
отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
(общеобразовательные организации, медицинские организации, санаторные
организации, детские дома – интернаты системы специальной защиты), или вне их
– в форме семейного образования, а также на дому.
АООП
реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.
Порядок
организации образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью
регламентируется данными СанПиН ОВЗ с 1 сентября 2016 года.
|
17
|
Главный государственный санитарный
врач РФ
Постановление
от 10 июля 2015 года N 26
|
VIII.
Требования к организации образовательной деятельности и режиму дня
обучающихся с ОВЗ:
8.1. При
организации образовательной деятельности учитываются особенности
психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья
обучающихся с ОВЗ.
8.2. Учебные
занятия для обучающихся с ОВЗ организуются в первую смену по 5-ти дневной
учебной неделе. Учебные занятия начинаются не ранее 8 часов.
8.3. Основная
образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной
деятельности.
Урочная
деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой
участниками отношений.
Внеурочная
деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных
потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на
каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию
обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую
область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических
потребностей.
Реабилитационно-коррекционные
мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и
во время урочной деятельности.
8.4. Максимальный
общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий),
реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не должен превышать
гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки
обучающихся с ОВЗ.
8.5. Для
предупреждения переутомления в течение недели обучающиеся с ОВЗ должны иметь
облегченный учебный день в среду или четверг.
Продолжительность
учебной нагрузки на уроке не должна превышать 40 минут, за исключением первого
класса.
Продолжительность
перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2
или 3 уроков) - 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после
2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность
перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее
30 минут (за исключением категории обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития),
обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе
развития.
Рекомендуется
организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью, при проведении
ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность
большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на
организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на
спортплощадке организации.
8.6. Обучение
в первом (первом дополнительном) классе осуществляется с соблюдением
следующих дополнительных требований:
-
использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре-декабре -
по 4 урока до 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый);
- обучение
проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
-
организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при
традиционном режиме обучения.
8.7.
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в
течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в
течение дня должен составлять:
- для
обучающихся первых классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю -
не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для
обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков;
- для
обучающихся 5-6 классов - не более 6 уроков;
- для
обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.
8.9. Для
организации трудового обучения мастерские обеспечиваются необходимым
оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими
особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Содержание и
методы трудового обучения на каждом этапе должны соответствовать возрасту
обучающегося, учебным, воспитательным и коррекционным задачам.
8.10.
Организация профильного обучения в 10-11(12) классах не должна приводить к
увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна
предшествовать профориентационная работа.
8.13.
Организация режима дня обучающихся школьного возраста осуществляется в
соответствии с рекомендациями к организации режима дня при дневном и
круглосуточном пребывании обучающихся в организациях для обучающихся с ОВЗ.
|
18
|
Письмо Минобрнауки России
от 07.06.2013 г.
N ИР-535/07
"О коррекционном и инклюзивном образовании детей" |
Основные направления организации
совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и
сверстников, не имеющих нарушений развития, отражены в рекомендациях
Минобрнауки России по созданию условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте
Российской Федерации. Региональные программы, направленные на развитие
образования детей этой категории, включая их интеграцию в обычную
образовательную среду, разрабатываются и реализуются с учетом указанных
рекомендаций.
Департамент обращает внимание органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации: развитие инклюзивных
(интегрированных) форм обучения инвалидов должно осуществляться постепенно,
на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение
требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей
материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку
педагогических коллективов, проведение разъяснительной работы с обучающимися и
их родителями).
Вопрос о выборе образовательного и
реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы
и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду, должен решаться
психолого-медико-педагогическими комиссиями исходя, прежде всего, из
потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с
непосредственным участием его родителей.
Департамент считает необходимым обратить
внимание на функционирование существующей сети специальных (коррекционных)
образовательных учреждений с учетом того, что для части детей более
целесообразным является обучение в специальном (коррекционном)
образовательном учреждении.
|
19
|
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г.
N 1015
(ред. от 28.05.2014 г.)
"Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования"
|
Приказом
Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 утвержден федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
21.
Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида.
22.
Исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их
численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.
23.
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для
получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья:
а)
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптация
официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет" с
учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к
международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение
в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в
адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации
о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота
прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или
желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие
ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
обеспечение
выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или
аудиофайлов;
обеспечение
доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к
зданию образовательной организации, располагающему местом для размещения
собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;
б)
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование
звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной
(установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их
размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения));
обеспечение
надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
обеспечение
получения информации с использованием русского жестового языка
(сурдоперевода, тифлосурдоперевода);
в)
для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
обеспечение
беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные
и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в
указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных
проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м;
наличие специальных кресел и других приспособлений).
24.
Для получения без дискриминации качественного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья создаются:
необходимые
условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания
ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и
наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
условия,
в максимальной степени способствующие получению образования определенного
уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц,
в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
25.
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным образовательным программам для слабослышащих учащихся
(имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и
позднооглохших учащихся (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но
сохранивших самостоятельную речь), создаются два отделения:
1
отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным
нарушением слуха;
2
отделение - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным
нарушением слуха.
26.
В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по
адаптированным образовательным программам, допускается совместное обучение
слепых и слабовидящих учащихся, а также учащихся с пониженным зрением,
страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в офтальмологическом
сопровождении.
Основой
обучения слепых учащихся является система Брайля.
27.
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным образовательным программам для учащихся, имеющих тяжелые
нарушения речи, создаются два отделения:
1
отделение - для учащихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия,
дизартрия, ринолалия, афазия), а также учащихся, имеющих общее недоразвитие
речи, сопровождающееся заиканием;
2
отделение - для учащихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии
речи.
В
составе 1 и 2 отделений комплектуются классы (группы) учащихся, имеющих
однотипные формы речевой патологии, с обязательным учетом уровня их речевого
развития.
28.
В случае если учащиеся завершают освоение адаптированных основных
образовательных программ основного общего образования до достижения
совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы
(группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных
областей соответствующей образовательной программы.
29.
В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по
адаптированным образовательным программам, допускается:
совместное
обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с
расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых
сопоставимо с задержкой психического развития;
совместное
обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью
и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие
которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один
класс).
Учащимся
с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых
сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к
нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется
специальное сопровождение.
Для
успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на
групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор),
организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию
навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких
детей из расчета 5 - 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на
одну ставку должности педагога-психолога.
30.
Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового
обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на
потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей
психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся
с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных
представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку
учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.
В
классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов,
предметных областей соответствующей образовательной программы принимаются
учащиеся, окончившие 9 (10) класс. Квалификационные разряды выпускникам
присваиваются только администрацией заинтересованного предприятия или
организацией профессионального образования. Учащимся, не получившим
квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении и
характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять
самостоятельно.
31.
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным образовательным программам для учащихся с
умственной отсталостью, создаются классы (группы) для учащихся с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью.
В
классы (группы), группы продленного дня для учащихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских
противопоказаний для пребывания в образовательной организации, владеющие
элементарными навыками самообслуживания.
|
20
|
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации
от 19 декабря 2014 г.
№ 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного
стандарта
начального общего образования обучающихся с
ограниченными
возможностями здоровья»
|
1. Утвердить прилагаемый
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее -
Стандарт).
2. Установить, что:
Стандарт применяется к
правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года;
обучение лиц, зачисленных
до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным
программам, осуществляется по ним до завершения обучения.
1.1.Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт)
представляет собой совокупность обязательных требований при реализации
адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего
образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность (далее - организация).
Предметом регулирования
Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих,
позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития,
с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее -
обучающиеся с ОВЗ).
АООП НОО обучающихся с ОВЗ
разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают
коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
1.4. Стандарт обучающихся с
ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности,
особые образовательные потребности.
1.5. Стандарт является
основой объективной оценки качества образования обучающихся с ОВЗ и
соответствия образовательной деятельности организации установленным
требованиям.
1.6. В основу Стандарта для
обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы
1.7. Стандарт является
основой для:
разработки примерных АООП
НОО обучающихся с ОВЗ;
разработки и реализации
АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
определения требований к
условиям реализации АООП НОО, в том числе на основе индивидуального учебного плана;
определения требований к
результатам освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ;
разработки нормативов
финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание
государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования;
объективной оценки
соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта,
осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной
аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля
(надзора) в сфере образования;
проведения текущей и
промежуточной аттестации обучающихся;
осуществления внутреннего
мониторинга качества образования в организации;
разработки основных
профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных
программ, аттестации педагогических и руководящих работников организаций,
осуществляющих образование обучающихся с ОВЗ.
1.9. Стандарт устанавливает
сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет разными группами обучающихся
с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей,
указанных в приложениях к настоящему Стандарту.
2.2. АООП НОО для
обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со Стандартом
и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией <1>.
АООП НОО для обучающихся с
ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации
(далее - ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения
образования.
2.3. На основе Стандарта
организация может разработать в соответствии со спецификой своей
образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Дифференцированные
требования к вариантам АООП НОО приведены в приложениях № № 1 - 8 к
настоящему Стандарту.
2.4. Реализация АООП НОО
может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в
отдельных классах, группах или в отдельных организациях <1>.
2.5. Для обеспечения
освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО возможно использование сетевой формы.
2.6. АООП НОО включает
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных
отношений.
Соотношение частей
определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и
составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%, которые указаны в приложениях
№ № 1 - 8 к настоящему Стандарту.
2.7. АООП НОО реализуется
организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.
2.8. АООП НОО должна
содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
2.9.8. Программа
коррекционной работы должна обеспечивать:
ü выявление
особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных
недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
ü осуществление
индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи
обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей,
индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями
ПМПК).
Программа коррекционной
работы должна содержать:
ü перечень,
содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных
мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ;
ü систему
комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ
в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое
обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных
потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;
ü корректировку
коррекционных мероприятий.
2.11. АООП НОО должна
учитывать тип образовательной организации, а также образовательные
потребности и запросы обучающихся с ОВЗ.
2.12. Организация
временного режима обучения обучающихся с ОВЗ по АООП НОО должна
соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их
индивидуальные возможности.
Для профилактики
переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане должны быть
предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул.
Продолжительность занятий,
продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями
и внеурочной деятельностью определяется действующими
санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения
обучающихся с ОВЗ.
2.13. Определение варианта
АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК,
сформулированных по результатам его комплексного
психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у
обучающегося инвалидности - с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей).
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий